ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович
(1857-1935),
российский ученый и изобретатель, основоположник
современной космонавтики. Труды в области аэро- и
ракетодинамики, теории самолета и дирижабля. В детстве
почти полностью потерял слух и с 14 лет учился
самостоятельно; в 1879 экстерном сдал экзамен на звание
учителя, всю жизнь преподавал физику и математику (с
1892 в Калуге). Впервые обосновал возможность
использования ракет для межпланетных сообщений, указал
рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения,
нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и
жидкостного ракетного двигателя. Технические идеи
Циолковского находят применение при создании
ракетно-космической техники.
В философско-художественном эссе Циолковский развивал «космическую
философию», которая опирается на идею «атома» —
бессмертного одушевленного элементарного существа,
курсирующего от организма к организму во Вселенной.
Космическая утопия Циолковского предполагает расселение
человечества в Солнечной системе и др. звездных мирах, а
в будущем — полную биохимическую перестройку
обитателей
Земли и превращение их в разумные «животно-растения»,
непосредственно перерабатывающие солнечную энергию. Идеи
Циолковского легли в основу т. н. русского космизма.
В начале века Циолковского считали чудаковатым
мечтателем, теории которого мало связаны с реальностью.
И тем не менее космический век родился именно в тихих
комнатах этого скромного дома!
Хотя Циолковский никогда не запускал ракет, его вклад в
науку о космических путешествиях был огромным. Он начал
свои исследования в 1883 г. с изучения принципов
движения ракеты в космическом вакууме. В книге «Грезы о
Земле и небе», опубликованной в Москве в 1895 г.,
впервые рассматривалась возможность создания
искусственного спутника Земли. «Воображаемый спутник
Земли, вроде Луны, но произвольно близкий к нашей
планете, лишь вне пределов ее атмосферы, значит верст за
триста от ее поверхности, представляет при очень малой
массе пример среды, свободной от тяжести».
В 1903 г. Циолковский начал публикацию первой части
труда
«Исследования мировых пространств реактивными приборами»,
в котором изложена теория полета ракеты и
рассматриваются перспективы космических путешествий.
Конечно, и до Циолковского ученые и писатели-фантасты
мечтали о путешествиях в космическое пространство.
Однако они не обладали даром предвидения, позволившего
наметить конкретные пути для практических технических
достижений в этой области. Важным было предложение
Циолковского использовать в ракетах жидкие топлива,
которые по сравнению с твердыми топливами имеют более
высокие энергетические характеристики и упрощают
регулирование процесса горения.
На
первом рисунке космического корабля, сделанном
Циолковским, изображен аппарат каплеобразной формы с
пассажирской кабиной в носовой части и топливными баками
с высокоэнергетическим топливом жидкий кислород — жидкий
водород — в хвостовой. Внутри отсека с топливными баками
располагалось длинное коническое сопло, в котором
происходили расширение и ускорение продуктов сгорания
топлива.
Топливная композиция жидкий кислород — жидкий водород
была использована Соединенными Штатами Америки в
сверхмощной ракете «Сатурн-5», с помощью которой человек
впервые был доставлен на Луну. Это иллюстрирует
замечательные качества идей Циолковского. В его записных
книжках и опубликованных работах содержалось много новых
концепций, которые в дальнейшем в той или иной форме
нашли применение в инженерной практике.
|