В сентябре 1940 Королев благодаря ходатайству Туполева
(хотя тот сам подвергся аресту в 1938) был вызван с
Колымы для разработки в ЦКБ-29 нового бомбардировщика.
Королев сразу же занялся разработкой крыла самолета и,
кроме того, представил в НКВД проектные предложения по
созданию для него ракетной аэроторпеды АТ, которая
позволяла бы наносить удары, не входя в зону ПВО. После
того как в декабре 1941 самолет совершил первый успешный
полет, коллектив Туполева был эвакуирован в Омск, где он
организовал в спешно построенных цехах серийное
производство самолета, получившего название Ту-2 и
ставшего впоследствии лучшим фронтовым бомбардировщиком.
Королева решено было направить в Казань в КБ тюремного
типа (так называемая шарашка) для того, чтобы найти
применение разработанному Глушко ЖРД с тягой 300 кг.
Королев предложил ряд вариантов, из которых был выбран
проект авиационной ракетной установки (АРУ),
обеспечивающей кратковременное увеличение скорости
боевых самолетов. Для первого опыта был взят пикирующий
бомбардировщик Пе-2, для которого в январе 1943 началась
разработка АРУ-1, в марте около 900 чертежей ее деталей
и систем были сданы в производство, а 1 октября был
осуществлен первый полет Пе-2рд с включением ЖРД на 2
минуты, за которые скорость самолета возросла на 120
км/час. В результате отработки установка получила
высокую оценку. Королев за эту работу был награжден
орденом «Знак Почета» и освобожден от отбывания
наказания.
В конце войны Королевым были разработаны проекты РДД Д-1
и Д-2 с твердотопливными двигателями, он также выдвинул
предложения по созданию перспективных жидкостных ракет.
Но поскольку оказалось, что подобные проекты уже были
осуществлены в Германии, Королев был направлен в составе
группы советских специалистов на немецкие предприятия,
где ему было поручено собрать для испытаний хотя бы
несколько ракет Фау-2. Ознакомившись с тем, что осталось
от ракетного центра Пенемюнде, подземного завода
Нордхаузен, Королев пришел к выводу, что можно создать и
свои отечественные ракеты с существенно лучшими
характеристиками.
В мае 1946 советским руководством было принято
постановление о развитии ракетостроения в СССР, в
соответствии с которым в советской оккупационной зоне
был создан Институт Нордхаузен, где под руководством
Королева был осуществлен полный проект РДД Фау-2 (А-4),
подготовлены предложения по созданию ракет с большей
дальностью, а также составлены специальные
железнодорожные поезда для проведение летных испытаний
ракет в период до создания стационарного полигона.
Но главным содержанием этого постановления было решение
о создании в подмосковном Калининграде (ныне Королев)
Государственного союзного НИИ реактивного вооружения
(НИИ-88, одним из главных конструкторов которого был
назначен Королев.
Дальнейшие события развивались стремительно: в апреле
1947 Королев, докладывая свои предложения по разработке
РДД Сталину, получил от него указание сделать копию
немецкой ракеты, что стало хорошей школой и для
промышленности, и для армии. После этого можно было
переходить к реализации своих идей; в октябре у
Капустина Яра провел летные испытания ракет А-4,
собранных в институтах Нордхаузен и НИИ-88 в основном из
трофейных узлов и агрегатов; в 1948 с гораздо лучшими
результатами по надежности и точности попадания испытал
первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 по отечественной
документации и из своих материалов. Королев показал себя
незаурядным организатором, сумев скоординировать работу
созданного им Совета главных конструкторов (В. П. Бармин
— наземный комплекс, Глушко — ЖРД, В. И. Кузнецов, Н. А.
Пилюгин, М. С. Рязанский — системы управления),
министерства вооружения (Д. Ф. Устинов), военных
подразделений (маршал артиллерии М. И. Неделин),
коллективов НИИ-4 в Болшеве и Государственного
центрального полигона Капустин Яр.
В мае 1947 познакомился с Ниной Ивановной Котенковой,
работавшей в НИИ-88 переводчицей. Вскоре она стала его
женой и фактически единственным другом в жизни.
|