В ГИРД устремились энтузиасты со всей Москвы и других
городов. Московская ГИРД стала называться Центральной, а
Королев возглавил ее научно-технический совет. ЦГИРД
рассматривала поступающие проекты, распределяла заказы,
поступавшие от Осоавиахима и Вооруженных сил. В марте
1932 на совещании у начальника вооружений РККА М. Н.
Тухачевского Королев, доложив программу работ ГИРД,
получил одобрение видного военачальника, было решено
создать специальный научно-исследовательский институт по
этой проблематике. С этого времени Королев уделял
разработке ракетного оружия первостепенное внимание,
понимая, что укрепление обороноспособности страны
является непременным условием и для выполнения программ
использования ракетной техники в мирных целях. Начал
работать в тесном контакте с руководителем ленинградской
Газодинамической лаборатории Б. С. Петропавловским.
Королев приступил к организации своего первого КБ,
которое сформировал из членов ЦГИРД. Это КБ, сохранившее
название ГИРД, вошло в историю ракетостроения.
Здесь проектно-конструкторскими бригадами Цандера, М. К.
Тихонравова, Ю. А. Победоносцева и самого Королева было
положено начало большинству направлений ракетостроения
для ускорения практического результата Королев
организовал разработку простейшей во всех отношениях
ракеты на жидком топливе. 17 августа 1933 первая
советская жидкостная ракета ГИРД-09 достигла высоты 400
м, что являлось принципиальным достижением (в довоенный
период полеты жидкостных ракет удалось осуществить
только в США и Германии). Этот полет доказал, что
ракетная техника — не фантастика, а реальность.
Итоги первых шагов ракетостроения Королев подвел в своей
книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934), в которой
осветил реальные некосмические возможности применения
ракет в научных и военных целях.
В сентябре 1933 был основан первый в мире Реактивный
институт, заместителем директора которого был назначен
26-летний Королев. Гирдовцы надеялись, что в новом
институте станет возможным перейти от небольших
экспериментальных ракет к действительно серьезным
проектам. Но Реактивный НИИ подчинялся управлению
боеприпасов Наркомата тяжелой промышленности,
заинтересованному в разработке ракетных снарядов, его
финансирование было на низком уровне, а тематика даже
сократилась (были исключены работы по ракетоплану).
Королев, оставшись без поддержки умерших один за другим
Цандера и Петропавловского, не смог противостоять
политике руководства и уже в январе 1934 был освобожден
от занимаемой должности. Ряд гирдовцев покинул институт,
но Королев, сознавая, что это единственное научное
учреждение, где можно работать над проблемами ракетной
техники, остался. Работая в ранге рядового инженера,
сосредоточил все усилия на создании крылатых ракет.
Кроме того, он участвовал в работе Стратосферных
комитетов Осоавиахима и АвиаВНИТО, выступил с докладами
по проблеме полета человека на ракетных аппаратах на
Всесоюзных конференциях по изучению стратосферы в 1934 и
1935. Чтобы ускорить создание экспериментального
ракетоплана, с помощью Осоавиахима построил тяжелый
двухместный планер-паритель СК-9, который сначала прошел
все летные испытания, включая полет в Коктебель и
обратно на буксире за самолетом для участия в планерных
состязаниях (1935), а затем был использован для опытов с
ЖРД.
В
течение многих лет изучение атмосферы и наблюдения
земной поверхности производились с помощью аппаратуры,
установленной на шарах-баллонах, самолетах и аэростатах.
В конце второй мировой войны потолок наиболее
совершенных самолетов достигал 8-10 км, а аэростаты
могли подниматься на высоту до 30 км.
Развитие ракетной техники настоятельно требовало
изучения состава и свойств атмосферы на больших высотах.
За последние два года войны в Германии были разработаны
планы использования ракеты А-4 для исследования верхней
атмосферы. В научно-исследовательском институте физики
стратосферы была разработана и испытана аппаратура для
регистрации ультрафиолетового излучения Солнца,
радиационных потоков, записи давления и температуры на
разных высотах, а также для отбора проб воздуха. Чтобы
проверить летные характеристики ракеты в вертикальном
полете, были запущены две ракеты (без приборов). Однако
в последний период войны исследовательские полеты ракет
А-4 были отменены.
После окончания войны ракеты А-4 и их системы были
вывезены в США, Англию, Францию и СССР.
В СССР вывезенные из Германии технические материалы и
ракеты A-4s были частично использованы при разработке
ракеты Р-1, которая положила начало серии советских
ракет для исследования верхней атмосферы. 24 мая 1949 г.
состоялся первый полет ракеты Р-1А, на которой были
установлены два контейнера массой по 80 кг каждый с
научно-исследовательской аппаратурой.
|