Подтверждение на практике РНИИ преимуществ методов и
конструкций, разработанных в ГИРД, привело к организации
в начале 1936 специального отдела РНИИ по разработке
ракетных летательных аппаратов, главным конструктором
которого был назначен Королев.
Энциклопедические знания, системный подход, редкая
интуиция и немалый опыт уже тогда позволяли Королеву
применять самые выгодные для данного случая
конструктивные схемы аппарата, типы двигателей и систем
управления, виды топлив и материалов. В результате в его
отделе к 1938 была разработана экспериментальная
система
управляемого ракетного оружия, включающая проекты
жидкостных крылатой 212 и баллистической 204 ракет
дальнего действия с гироскопическим управлением,
авиационных ракет 201 для стрельбы по воздушным и
наземным целям, зенитных твердотопливных ракет 217
симметричной и самолетной аэродинамических схем с
наведением по световому и радиолучу. Стремясь получить
поддержку военного руководства и в разработке высотного ракетоплана 218, Королев впервые в мире обосновал
концепцию ракетного истребителя-перехватчика, способного
в несколько минут достигать большой высоты и атаковать
самолеты, прорвавшиеся к защищаемому объекту.
Для получения опытных данных, необходимых при создании
РПИ-218, планер СК-9 был переоборудован в простейший
ракетоплан РП-218-1, огневые испытания которого
Королевым проводились, начиная с декабря 1937. В мае 1938
им была разработана программа летных испытаний, которые
он намеревался провести лично. Но из-за аварии при
испытаниях ракеты 212, получив ранение головы, он попал
в больницу, а когда выписался из нее, 27 июня 1938 был
арестован по печально знаменитой 58-й статье как
участник контрреволюционной троцкистской организации
внутри РНИИ (ранее по «делу РНИИ» подверглись аресту И.
Т. Клейменов, Г. Э. Лангемак, В. П. Глушко). Королев был
приговорен к 10 годам заключения, наказание отбывал на
Колыме.
После ареста маршала Тухачевского все разработки нового
оружия постепенно закрывались и сопровождались арестами
их авторов. Тем не менее исследования Королева по
ракетоплану были продолжены, хотя не так интенсивно, как
при нем. В феврале 1940 летчик В. П.
Федоров совершил на
РП-218-1 первый в СССР полет с работающим ЖРД,
положивший начало практическому развитию отечественной
реактивной авиации. После этого Наркомат
авиапромышленности рекомендовал продолжить разработку
реактивных самолетов другим конструкторам (В. Ф.
Болховитинову, А. Г. Костикову и др.), но без участия
Королева создание боевого ракетного самолета оказалось
невозможным.
|