Сергей
Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире
в семье учителей. Отца лишился в три года, с
десятилетнего возраста воспитывался отчимом,
инженером-механиком по специальности.
В 1924 году получил среднее образование, окончив
Строительную профшколу города Одессы. Спроектировал свой
первый планер. Поступил в Киевский политехнический
институт.
В 1926 году в связи с закрытием КПИ перевелся на
вечернее отделение Московского высшего технического
училища (МВТУ)им. Баумана. Одновременно работал на
предприятиях авиационной промышленности. Позднее строил
планеры и участвовал во Всесоюзных планерных
состязаниях.
В 1929 году защитил в качестве дипломного проекта
проект легкомоторного двухместного самолета (СК - 4),
который был построен и проходил летные испытания.
Научным руководителем Королева был А.Н. Туполев. После
защиты получил профессию инженера-аэромеханика.
В 1930 году без отрыва от производства окончил
Московскую школу летчиков, получил свидетельство пилота.
В 1931 году вместе с Ф.А. Цандером организовал
одну из первых в стране ракетных организаций - группу
изучения реактивного движения (ГИРД) при Центральном
совете Осоавиахима (позже ДОСААФ). Руководил
строительством и полетными испытаниями опытных ракет,
разрабатывал проект ракетоплана.
В 1932 году назначен руководителем ГИРДа и
председателем Технического совета.
В 1933 году назначен заместителем начальника
Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ),
созданного на базе двух организаций ГИРД и ленинградской
Газо-динамической лаборатории (ГДЛ). Руководил полетными
испытаниями первых отечественных жидкостных ракет "09"
(конструкции М.К. Тихонравова) и "ГИРД-Х" (конструкции
Ф.А. Цандера).
В 1934 году вышла книга Королева "Ракетный полет
в стратосфере". Руководил полетными испытаниями крылатой
ракеты "06/1", созданной под его руководством.
В 1936 году создал конструкцию ракетоплана
"318-1", обосновав технические требования к самолету с
ракетным двигателем.
В 1937 году участвовал в испытаниях ракетоплана с
двигателем "ОРМ-65" конструкции В.П. Глушко.
В 1938 году был необоснованно репрессирован и
осужден на длительный срок заключения. Начало срока
отбывает на Колыме, а в годы Великой Отечественной войны
участвует в создании самолета Ту-2 в московском КБ при
ЦКБ НКВД в группе А.Н. Туполева.
В 1942 был отозван в Казань в ОКБ
моторостроительного завода. Разрабатывал конструкцию
ракетного ускорителя для боевых самолетов. Подготовил
труд "Введение к вопросу о самолете-перехватчике РП с
реактивным двигателем "РД-1".
В 1944 году освобожден из заключения Указом
Президиума Верховного Совета СССР и в 1945 году
командирован в Германию, где в составе Технической
комиссии знакомился с немецкой трофейной ракетной
техникой. За успешное выполнение работ в годы войны по
созданию ракетных ускорителей для самолетов награжден
первым орденом "Знак Почета".
В 1947 году С.П. Королев возвратился в Москву,
приступил к выполнению обязанностей Главного
конструктора.
В 1948 году занимался совершенствованием высотных
геофизических ракет, созданных на базе военных.
В 1954 году обратился с письмом в ЦК КПСС с
предложением о создании и запуске искусственного
спутника Земли.
В 1955 году руководил разработкой первых образцов
космических летательных аппаратов. Участвовал в
строительстве наземных испытательных служб космодрома
Байконур как один из его "заказчиков".
В
1956 году удостаивается звания Героя
Социалистического Труда за разработку новых образцов
боевых ракет.
В 1957 году 4 октября руководил запуском первого
в мире искусственного спутника Земли. Удостоен Ленинской
премии.
В 1959 году участвовал в подготовке и запуске
автоматических межпланетных станций "Луна - 1", "Луна -
2", "Луна - 3". Последняя передала фотоснимки обратной
невидимой стороны Луны.
В 1961 году 12 апреля руководил первым в истории
полетом человека в космос. Корабль Юрия Гагарина
совершил один виток вокруг планеты и успешно возвратился
на Землю.
В 1962 году подготовил и провел первый групповой
полет кораблей "Восток-3" и "Восток-4", участвовал в
запуске межпланетной станции "Марс-1".
В 1963 году подготовил и провел второй групповой
полет кораблей "Восток-5" и "Восток-6".
В 1964 году готовил к полету и участвовал в
запуске ракетно-космической системы "Зонд" для дальних
межпланетных полетов. Готовил и осуществил полет
космического корабля "Восход". Утвердил проект ракетного
комплекса "Союз", разработанный специалистами под его
руководством.
В 1965 году руководил полетом корабля
"Восхода-2", в ходе которого космонавт Алексей Леонов
впервые в истории вышел в открытый космос. Участвовал в
запусках автоматических межпланетных станций "Луна-5",
"Луна-6", "Луна-7", "Луна-8", "Венера-2", "Венера-3",
летательного аппарата "Зонд-3", спутника связи типа
"Молния-1".
За выдающийся вклад в оборону Родины и в развитие
практической космонавтики академик С.П. Королев дважды
удостоен звания Героя Социалистического Труда (в 1956 и
1961 годах), ему присуждена Ленинская премия (в 1957
году) и золотая медаль имени К.Э. Циолковского.
Сергей Павлович Королев скончался на шестидесятом году
жизни 14 января 1966 года. Урна с его прахом установлена
на Красной площади в Кремлевской стене.
|