ЭКСПЕРИМЕНТ ГЕРМАНА ОБЕРТА

 

Профессор Г. Оберт излагает одно из положений теории планет

Оберт, вдохновитель работ в Германии в области ракетостроения, был профессором физики и математики. Он родился в 1894 г. В 1923 г. он опубликовал небольшую книгу «Die Rakete zu den Planetraumen» («Ракета в межпланетном пространстве»), в которой не только изложил фундаментальные положения о движении ракет в космическом вакууме, но и доказал, что при достаточной тяге ракета может быть выведена на орбиту вокруг Земли. Так же как Циолковский и Годдард, он исследовал многие топливные комбинации. Самой значительной из всех его работ явилось детальное описание ракеты («Модель В»), которая, как он полагал, может быть использована для исследования верхней атмосферы. Хотя эта ракета никогда не была построена, она вызвала интерес к ракетной технике других талантливых исследователей, и в 1927 г. группа энтузиастов основала в Германии Общество межпланетных сообщений.

Члены общества приступили к разработке небольших жидкостных ракет, чтобы отработать основные принципы проектирования. На основе проекта Оберта был разработан двигатель «Кегельдюзе» (конический двигатель). Изготовленный из стали и меди, покрывающей его с внутренней стороны, двигатель был неохлаждаемым и работал на бензине и жидком кислороде.

Двигатель «Кегельдюзе» оказался важным этапом в двигателестроении Германии. Чтобы поддержать веру в новую технику, Г. Оберт, Р. Небель и К. Ридель подготовили стендовый эксперимент, который был проведен при строго контролируемых условиях в соответствии с требованиями Бюро стандартов. Фон Браун и Р. Энгель помогли наладить экспериментальную установку, и 23 июля 1930 г. была зарегистрирована успешная работа двигателя «Кегельдюзе» в течение 90 с при постоянной тяге 7 кгс и потреблении 6 кг жидкого кислорода и 1 кг бензина.

Небель, который работал с Обертом над ракетой для УФА, в дальнейшем предложил, чтобы Общество межпланетных сообщений построило ракету под названием «Минимальная ракета» (сокращенно «Мирак») для проведения экспериментов с жидкими топливами при малых затратах. Корпус первой ракеты «Мирак», являвшийся одновременно баком окислителя, был изготовлен из литого алюминия и имел форму цилиндра с обтекаемой носовой частью, где был смонтирован предохранительный клапан. Внутри монтировался конусообразный ракетный двигатель, а выступающая назад вдоль сопла конструкция представляла собой металлическую трубку, заправленную горючим. На конце трубки имелся небольшой бачок со сжатым углекислым газом для подачи горючего в камеру сгорания. Жидкий кислород подавался за счет давления собственного пара. Испытания ракет серии «Мирак», а затем и серии «Репульсор» проводились на полигоне в Рейникендорфе в Берлине. Некоторые ракеты были укомплектованы парашютами для возвращения их на Землю.

Полеты ракет «Мирак» часто были неудачными. Теплота, выделяющаяся в ракетном двигателе, погруженном в жидкий кислород, вызывала его интенсивное испарение, в результате развивалось высокое давление, которое разрывало бак, несмотря на наличие предохранительного клапана. Поэтому было решено создать ракету новой конструкции, получившую название «Репульсор».

В первой ракете «Репульсор» (двухстержневой) жидкий кислород и горючее заполняли две трубки из магния такого же поперечного сечения, как и в ракете «Мирак». Охлаждаемый водой двигатель размещался в головной части ракеты. Хотя ракета такой конструкции была тяжелой, при испытаниях она поднялась на высоту 18 м и медленно приземлилась. Единственной поломкой было разрушение линии горючего. В мае 1931 г. ракета «Репульсор» меньшего веса с четырьмя хвостовыми стабилизаторами из листового алюминия достигла высоты 60 м, покрыв расстояние 600 м.

В августе 1931 г. был разработан новый вариант ракеты — одностержневой «Репульсор». В этом варианте топливные баки были смонтированы в одну линию, в то время как в двухстержневом «Репульсоре» они располагались параллельно. Установленный в головной части двигатель имел водяную рубашку с проточным охлаждением. Контейнер с парашютом был размещен между хвостовыми стабилизаторами. Первая из этих ракет при запуске поднялась на высоту около 1 км, последующие образцы иногда достигали высоты около мили (~1600 м), однако, несмотря на успехи, конец этих работ был уже близок. Германия находилась в тисках экономической депрессии, число членов Общества межпланетных сообщений быстро сокращалось, многие жители кварталов, окружавших ракетный полигон в Рейникендорфе, и городские власти высказывали свое неудовольствие тем, что запуски ракет проводились в городе. В результате Общество межпланетных сообщений распалось и официально прекратило свое существование в 1934 г.

Дальнейшее развитие ракетостроения в Германии происходило при поддержке военного ведомства. В 1932 г. жидкостные ракеты были продемонстрированы группе офицеров на армейском испытательном полигоне в Куммерсдорфе. Пуски были успешными лишь частично, иногда ракета разрушалась до раскрытия парашюта.

Назад

 

Hosted by uCoz